Одно из основных требований, предъявляемых к IT-сервисам, заключается в том, что они должны быть удобными и доступными для всех категорий пользователей. В данном правиле нет исключений, поэтому был введен термин «цифровая доступность». Разбираемся, что подразумевает понятие, какие категории пользователей включает и какое значение имеет для общества?
Коротко о том, что такое цифровая доступность?
Цифровая доступность – это возможность лиц с нарушениями слуха, зрения, двигательных и когнитивных функций пользоваться сайтами, приложениями и различными программами.
Важно понимать, что понятие «особенности здоровья» включает не только инвалидность. Так, людям, которые не могут корректно определять цвета (дальтонизм) инвалидность не присваивается, как и тем, кто, к примеру, сломал руку или перенес операцию на глаза.
А между тем, по данным голландского исследования, больше 40% пользователей смартфонов активируют хотя бы одну опцию доступности в своих мобильных устройствах. Люди увеличивают размер и жирность шрифта, меняют масштаб объектов на экране и т.д.
На доступность цифровых услуг положительно влияют различные вспомогательные технологии, обеспечивающие равный доступ пользователей к цифровой информации. Это могут быть специальные программы для чтения с экрана, лупы, транскрипции, субтитры и т.д.
Как «видят» интернет люди с нарушениями зрения?
Незрячие люди не только пользуются интернетом, но и активно занимаются программированием, разрабатывая сайты, приложения и компьютерные игры. Прослеживается закономерность: чем доступнее сервисы для незрячей аудитории, тем удобнее пользоваться интернетом слабовидящим. Более того, невизуальная доступность существенно упрощает использование сервисов лицам с нарушенной моторикой.
Имея проблемы со зрением, люди воспринимают информацию на слух. Программы экранного доступа озвучивают кнопки, картинки, тексты и прочие элементы.
Цифровое пространство для слабослышащих пользователей
По статистике Минздравсоцразвития в РФ порядка 14 миллионов слабослышащих и неслышащих человек. В свою очередь, представители ВОЗ озвучили высокую вероятность того, что к 2050 году проблемы со слухом начнут констатировать у каждого 4-го жителя планеты.
Однако потребность в адаптации звукового потока есть не только у лиц с нарушением слуха. Порядка 70% людей откажутся от просмотра, скажем, сериала в общественном транспорте, если у них нет с собой наушников, а в видеоряде отсутствуют субтитры. Несколько цифровых сервисов России уже начали работу в этом направлении. Скрытые субтитры появились в популярных киносервисах, включая:
- Сервис VK Видео адаптирован под автоматическое субтитрование загруженных роликов, а VK Мессенджер умеет переводить голосовые сообщения в текстовые.
- В платформу «Сбербанка» внедрена услуга общения консультанта с клиентами банка на русском жестовом языке (РЖЯ).
- Компания МТС перевела на РЖЯ несколько мультфильмов.
Интернет для людей с ДЦП, тремором, параличом и другими повреждениями конечностей
Инвалидность в цифровой доступности подразумевает не только слух и зрение, но и нарушение моторных функций, а также ментальные особенности. Многие люди работают за ПК посредством только клавиатуры, не используя мышь. Задействуют как пальцы ног, так и рук, зажимают в зубах карандаш или другие приспособления, применяют джойстики с настраиваемыми кнопками.
Повторимся, люди с нарушениями моторики – это не всегда инвалиды. Человеку с ребенком на руках, тоже нужна помощь, которая бы упростила взаимодействие с гаджетами.
Как цифровая инклюзия влияет на общую доступность сервисов для ВСЕХ пользователей?
Уже не раз отмечалось, что дизайн того или иного сервиса, разработанный для людей с аутизмом, – один из самых удобных и понятных вообще для всех. Почему? Дело в том, что простые формы, очевидная навигация, высокая контрастность и достаточное свободное пространство между элементами на странице буквально позволяют глазам отдыхать. Мозг не раздражается на вспышки, кричащие изображения и отсутствие логики.
Здесь же уместно упомянуть о таком понятии, как «ясный язык». Речь об адаптированном письменном языке, понятном всем, как людям с инвалидностью и ментальными особенностями, так и нормотипичным пользователям.
Почему предприниматели сомневаются в необходимости цифровой доступности для инвалидов и людей с особенностями здоровья?
Порядка 50% предпринимателей уверены, что их товары/услуги не будут пользоваться спросом среди людей с инвалидностью. Возникает диссонанс: более 70% пользователей с особенностями здоровья подчеркивают, что охотно купили/заказали бы что-либо через интернет, но испытывают трудности.
Парадокс: несмотря на явный финансовый интерес, предприниматели просто не учитывают, что пользователи с инвалидностью имеют постоянный доход, многие из них работают и получают дополнительные средства. Но, если и это не аргумент, с позиции законодательства цифровая инклюзия сервисов – это не «по желанию», а обязательное требование к IT-пространству, направленное на преодоление цифрового разрыва и повышение цифровой грамотности населения.
Ваша ежемесячная помощь спасает жизни!
Часто у малышей и взрослых, которым нужна помощь, нет времени ждать. Прерывание лечения, паузы приводят к тому, что дети и взрослые теряют последний шанс на выздоровление. Промедление стоит жизни.
Пожалуйста, помните! В вопросе человеческой жизни «маленькой помощи» не бывает. Из самых скромных пожертвований складываются суммы, которые позволяют оплачивать дорогостоящие лекарства, сложнейшие операции.
Если у вас есть такая бесценная возможность, помогите здесь и сейчас – подпишитесь на ежемесячное пожертвование.
Всего 1 раз в месяц после вашего согласия с вашего счета будет списываться сумма, эквивалентная цене чашки кофе. Вы сами определяете размер помощи и можете в любой момент изменить сумму или перестать помогать.
Сделать пожертвование
АО "АЛЬФА-БАНК"
БИК | 044525593 |
Корр. счет | 30101810200000000593 |
Расчетный счет | 40703810102270000046 |